Центр современной музыки Софии Губайдулиной

Анонсы мероприятий

Новости

17.10.2022

Лилия Исхакова: нужно открыть свое сознание, сердце и уши

Лилия Исхакова – молодой композитор, лауреат всероссийских и международных конкурсов, участник и резидент различных композиторских форумов и академий, хоровой дирижер, музыкальный журналист, выпускница Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева (2018), на данный момент обучается в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. 

В интервью музыковеда Ольги Моисеевой (ОМ) Лилия Исхакова (ЛИ) поделилась своей историей становления как композитора, мыслями о современной музыке, вдохновении, педагогике и журналистике.

ОМ Когда вы начали сочинять? Как решили, что хотите избрать профессию музыканта, композитора?

ЛИ Композицией я начала заниматься примерно с 7 лет. В нашей музыкальный школе был предмет "творчество", где мы занимались небольшой группой из тех, кому это было интересно. Позже начались индивидуальные занятия c композитором Светланой Зорюковой. Уже тогда мы участвовали в конкурсах, одним из них был "Созвездие", где я заняла второе место в номинации "Музыка к песне". В колледже я также продолжала сочинять.

ОМ Вы же закончили отделение хорового дирижирования в музыкальном колледже, почему вы выбрали именно это направление?

ЛИ Помимо сочинения музыки мне нравилось петь, в музыкальной школе я ходила и на хор, и на вокал. Поэтому я посчитала, что эта специальность самая подходящая для меня, так как охватывает максимальное количество областей, которые мне интересны: там были и вокальные предметы, и достаточное количество теоретических дисциплин, фортепиано на высоком уровне...

ОМ Как сложились ваши композиторские успехи во время обучения в колледже?

ЛИ На протяжении трёх лет я занималась композицией со студентами консерватории в рамках педагогической практики. Это дало мне большой опыт. Мы устраивали композиторские концерты в училище, где я исполняла свои инструментальные сочинения на фортепиано, дирижировала хоровыми. Это очень вдохновляло меня заниматься композицией дальше. На эти концерты приходили педагоги из консерватории. Так, моему нынешнему педагогу, Виталию Вакифовичу Харисову, понравилась моя музыка, и уже тогда я решила поступать в консерваторию именно в его класс композиции.

ОМ В чем заключается роль Вашего руководителя в процессе обучения?

ЛИ На каждый экзамен мы должны сдать несколько сочинений. Чем старше курс, тем масштабнее и сложнее должна быть музыка. На уроках специальности мы учимся сочинять для разных инструментов, составов. Например, мы сочиняли для различных инструментов соло, хольц-квинтетов, квартетов, а также вокальную музыку, хоровую и, с 3 курса, начали писать оркестровые сочинения.

ОМ Сложно ли сочинять музыку в определенный срок, к экзамену?

ЛИ Мне несложно это делать. Начиная с первого курса я стала участвовать в разных композиторских лабораториях и академиях. Получалось так, что много сочинений я писала в рамках академий, которые проводились летом. Поэтому часть экзаменационной программы к учебному году уже была готова и исполнена профессиональными коллективами на концертах. Я участвовала в академиях в России (Москве, Санкт-Петербурге и других городах), Швейцарии, США, Венгрии. То есть я сочиняла весь год. Для композитора это постоянная работа, поэтому успеть предоставить работы к экзамену несложно.

ОМ У композиторов бывают выходные?

ЛИ Нет. (смеётся) Я думаю,

 что даже когда мы отдыхаем, мыслительный процесс не останавливается. Все, что мы видим или слышим, даёт стимул вдохновению. И это приводит к рождению концепции нового произведения.

ОМ Что вас вдохновляет?

ЛИ Я черпаю вдохновение из собственного опыта. Меня вдохновляют разные вещи: события, происходящие вокруг меня; путешествия, природа... Например, у меня есть сочинение "Казанское море", созданное под впечатлением от поездки в Верхний Услон. Много миллионов лет назад в этих краях располагалось так называемое "Казанское море" огромных размеров. Я изучила этот факт и разные подробности. В сочетании с живописными видами на Волгу, это все вдохновило меня на создание произведения... А точнее, "Казанское море" написано для хора, электроники и скрипки в рамках лаборатории «ClassicElectric», где объединяются академические композиторы, электронные музыканты и мультимедиа-художники, создавая аудиовизуальные проекты. Сначала я написала сочинение для хора и скрипки с использованием национальных татарских мотивов, а потом, уже на основе этого музыкального материала, работала с электронщиком Иваном Чаплинским. Прослушав демоверсию нашей работы, медиахудожник Ника Торопцева вдохновилась и создала очень интересный видеоряд. Все это исполнялось в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Получился очень яркий и красочный концерт.

Также меня вдохновляют другие виды искусства: литература, поэзия, живопись… То есть композитору важно постоянно получать новые впечатления, куда-то ходить, что-то читать, размышлять и анализировать, тогда и придет вдохновение. Для этого я стараюсь по максимуму изучать что-то новое, посещать различные культурные мероприятия, выставки.

ОМ Для каких составов исполнителей приходилось сочинять музыку?

ЛИ Я пробовала сочинять для разных составов, в разных жанрах. Например, на академиях участникам предоставляют музыкальный коллектив определенного состава. Однажды в Швейцарии мне удалось поработать с профессиональным коллективом, который состоял из разных видов флейт (альтовая, басовая, контрабасовая), электрогитары, синтезатора (клавиатура миди), виолончели и ударных. Это нетипичный состав, он очень сложный. Если появляется возможность писать для нестандартных составов, я всегда соглашаюсь, потому что это всегда интересно. Для меня главное - чтобы музыка звучала. Если есть такой коллектив, который заинтересован сыграть мою музыку - я напишу.

Ансамбль ICTUS исполняет "Reflection" Лилии Исхаковой в рамках International Young Composers Academy in Ticino

ОМ Были ли какие-то проблемы с инструментовкой?

ЛИ Над инструментовками всегда проводится большая работа. В консерватории у нас есть такой предмет, он - самый важный для композитора после специальности. Там нас учат писать для академических инструментов, поэтому было особенно интересно писать, например, для электрогитары. Она сейчас приобретает большую популярность в современной музыке. Мы работали с моим другом гитаристом, он мне очень помогал. Я просила его сыграть какие-то вещи, мы пробовали препарировать гитару, искали вместе с ним нужные для меня тембры и эффекты.

ОМ Какой из академических составов ваш любимый?

ЛИ Мне очень нравится вокальная музыка, я люблю писать для голоса соло или хора. С удовольствием писала вокальные дуэты в рамках академии в США.

ОМ Какой стиль вам наиболее близок?

ЛИ Мне нравится современная академическая музыка, авангардная музыка, но я также не отказываюсь от традиционной музыки, от мелодий. Интересно соединение современной музыки с фольклором. Например, с татарским, как это происходило в упомянутом мной хоре «Казанское море», затем в произведении The song that wants to soar («Песня, которая хочет воспарить») для клависина и перкуссии, мировая премьера которого состоялась в сентябре на фестивале современной музыки Gaudeamus в Нидерландах. Мне кажется, это интересно, когда современные техники органично сочетаются с фольклором.

ОМ В настоящее время мало кто разбирается в современной музыке и принимает её, потому что на первый взгляд в ней все запутанно и неясно. Как понять авангардную музыку?

ЛИ Нужно представить, что у нас нет классического слухового опыта, а затем «открыть» свое сознание, сердце, уши. Можно даже попытаться представить, что мы слушаем музыку впервые. Если вы действительно хотите понять такую музыку, нужно просто слушать. И чем больше слушаете современной музыки, тем больше «открываются» уши и приходит новый слуховой опыт. Можно начать с более традиционных произведений. Например, ранние сочинения Губайдулиной. А далее нужно постепенно переходить на более современные сочинения. Я считаю, что эту музыку лучше начинать слушать вживую, чтобы ощутить живое взаимодействие, контакт с музыкантами, что очень важно.

ОМ Как вы считаете, композитор пишет для себя или для публики?

ЛИ Прикладную музыку композитор, естественно, пишет для слушателя. А есть музыка, которая больше интересна тебе как композитору. Иногда хочется попробовать новый стиль, новую технику. Сейчас я занимаюсь преимущественно современной музыкой. Я пишу и для себя, и для слушателя, который хочет понять мое творчество. Для любой музыки есть свой слушатель. И для такой тоже. У нее сейчас очень много поклонников. На концертах современной музыки зрительный зал всегда полный.

ОМ Приходилось ли вам писать на заказ?

ЛИ Да, например, недавно я написала музыку к мультфильму. Сюжет был связан с татарской семьей, поэтому он искал такого композитора, который сможет написать музыку в национальном стиле. Мы решили сделать живое звучание инструментов, без привлечения электронных, чтобы композиция звучала максимально естественно. Выбрали фортепиано и скрипку. Этот мультфильм на данный момент еще находится в работе.

ОМ Одни композиторы сочиняют за столом, другие - за роялем. Как это происходит у вас?

ЛИ По-разному, зависит от композиции. В современной музыке есть разные приемы, которые необходимо представлять в голове. Поэтому некоторые работы я сочиняю только путем представления.

ОМ Есть ли у вас любимый композитор?

ЛИ Я люблю современную музыку. Сейчас мне очень нравится творчество Софии Губайдулиной. Мне импонируют не только её сочинения, но и ее взгляды. Она - большой философ. Также люблю слушать других современных композиторов, например Фуррера, Лигети, Шельси.

Лилия Исхакова и Анна Гулишамбарова, народная артистка РТ, дирижер Оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной.
Казань, Галерея Современного Искусства. После премьеры "Провидения" для оркестра.

ОМ В названиях своих произведений вы используете нестандартные определения, такие как «Провидение» для оркестра. Почему именно так? Откуда такая образность?

ЛИ «Провидение» было вдохновлено одной книгой о сложной судьбе татарской женщины. Поэтому в этой пьесе я использую татарские интонации. Провидение - это такая сила, которая ведет нас по жизни. Мне кажется, что есть судьбоносное провидение, по пути которого мы проходим, и, в конце концов, оно приводит нас, я верю, к хорошему концу.

ОМ Сочиняете ли вы что-то сейчас?

ЛИ Совсем недавно я закончила работу над произведением для басовой флейты, скрипки и фортепиано «Освещенный путь», которое было исполнено Московским ансамблем современной музыки в камерной зале Московской филармонии и в Арт Центре «Шкатулка композитора» (г. Чайковский).

Лилия Исхакова и Виктория Коршунова, директор Московского Ансамбля Современной Музыки. После премьеры сочинения "Освещённый путь"

ОМ Помимо композиции вы занимаетесь музыкальной журналистикой и публикуетесь на сайте Stravinsky.online и в журнале «Музыкальная жизнь». Откуда такая тяга к журналистике?

ЛИ В Российской академии музыки имени Гнесиных проходит лаборатория современной музыки Gnesin Сontemporary Music Week. На тот момент у меня не было никаких публикаций. Проводился конкурс среди журналистов, и я прошла отбор, написав специально для этого рецензию на концерт. Там проходил образовательный форум: мы побывали на очень интересных лекциях о современных композиторах, прослушали различные современные музыкальные произведения. В своей работе я решила обратиться к теме вокальных приемов в современной музыке и написала статью «Фитнес для голоса». Фитнес, потому что современные техники - это кропотливый труд, «сложные упражнения для связок».

В том же году были Журналистские читки, проводимые главным редактором «Музыкальной жизни» Евгенией Давидовной Кривицкой. Я подала эту статью туда и прошла отбор. Там нас учили писать в разных жанрах, было очень интересно. После этого меня попросили написать для «Музыкальной жизни» обзор на фестиваль современной музыки «Конкордия» имени Софии Губайдулиной. Это и стало моей первой публикацией в этом журнале.

ОМ В каких жанрах еще вы себя проявили?

ЛИ Впоследствии я писала обзоры, брала интервью у разных деятелей искусства. Например, удалось пообщаться с дирижером Анной Ракитиной, композитором Леонидом Резетдиновым, с дирижером оркестра Центра современной музыки С.Губайдулиной Анной Гулишамбаровой, а также директором Московского ансамбля современной музыки Викторией Коршуновой.

Помимо этого я писала для ReMusik.org (Санкт-Петербургский центр современной академической  музыки). На сайте можно прочитать мою подборку современных композиций для органа, а также мое интервью с пианистом Михаилом Дубовым, оно было одним из самых интересных для меня. Это большая удача, если мне предлагают сделать интервью, так как очень интересно общаться с высокопрофессиональными музыкантами. 

ОМ Можно ли научить человека сочинять? Или композитором нужно родиться?

ЛИ Во-первых, все композиторы обучались. Во-вторых, можно начать сочинять в любом возрасте.

ОМ Какова главная задача композитора в работе над новыми произведениями?

ЛИ Самое главное - придумать идею. Важно, чтобы у сочинений был смысл.

ОМ Некоторые студентки музыкального колледжа занимаются композицией под вашим руководством. Нравится ли вам преподавать?

ЛИ В целом да, все было хорошо. Мы с моими студентками участвовали в международных конкурсах, занимали призовые места. Недавно одна из них получила первое место за обработку народных песен. Даже когда все работы завершены, мы с моими ученицами поддерживаем контакт. Они присылают свои новые наработки и мы вместе обсуждаем их.

ОМ И в завершение нашего разговора назовите топ-3 сочинения, которые послушать в первую очередь для знакомства с вашим творчеством

ЛИ Пьеса для оркестра «Провидение»; пьеса для голоса соло, электроники и объектов «Your Choice»; произведение для басовой флейты, синтезатора, ударных и виолончели «Reflection».

Поделиться